Реставрация и восстановление Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца в Кронштадте

Аннотация. Рассказано об истории создания Морского собора в Кронштадте. Собор, являющийся памятником наследия ЮНЕСКО, долгое время был практически разрушен. «Моспроектом-2» им. М. В. Посохина разработан проект реставрации и восстановления собора, а также ландшафтный проект реставрации, воссоздания и приспособления территории вокруг собора, включающий работы по благоустройству площади парка. Все работы по возрождению главного храма российского флота завершены к его столетнему юбилею — в мае 2013 г.

Ключевые слова: Морской собор во имя святителя Николая Чудотворца в Кронштадте, реставрация, проектные и восстановительные работы.

Михаил Михайлович ПОСОХИН — народный архитектор РФ, лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники, президент Национального объединения проектировщиков, действительный член и вице- президент Российской академии художеств, действительный член Академии архитектурного наследия и Международной академии архитектуры (Московское отделение), член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, заместитель председателя Архитектурного совета Москвы, член Союза архитекторов России и Московского союза художников.

После окончания Московского архитектурного института работал в системе проектных институтов Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы. В 1976 г. защитил кандидатскую диссертацию.

1976-1980 гг. — руководитель группы архитекторов, главный архитектор проектов «Моспроект-1» ГлавАПУ г. Москвы, в последующие годы — начальник мастерской № 4 Управления по проектированию образцового перспективного жилого района и начальник мастерской № 18 «Моспроект-2». С 1993 г. — генеральный директор «Моспроект-2» им. М. В. Посохина и руководитель мастерской № 1. В 1997 г. назначен первым заместителем председателя Москомархитектуры.

В 2010 г. избран президентом Национального объединения проектировщиков.

Вклад М. М. Посохина в московское и российское зодчество получил высокое общественное и профессиональное признание. Он удостоен многих почетных званий и наград, среди которых орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орден Почета; Благодарность президента РФ за реконструкцию и техническое перевооружение корпуса № 1 Московского Кремля, за большой вклад в реконструкцию и реставрацию, техническое оснащение Большого театра России, за большой вклад в реализацию мероприятий по восстановлению Кронштадтского Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца; памятная медаль участника строительства резиденции президента РФ в Кремле, Почетная грамота правительства РФ, золотая медаль Российской академии художеств, орден Российской академии художеств «За служение искусству».

М. М. Посохин — кавалер золотого почетного знака «Общественное признание» и кавалер ордена «Золотая звезда за верность России».

За значительный вклад в дело реставрации монастырей, соборов, храмов и церквей М. М. Посохин отмечен многими наградами Русской православной церкви.

М. М. Посохин — один из наиболее продуктивных московских зодчих, автор более 300 проектов общественных зданий и сооружений, формирующих современный облик Москвы.

Морской собор в Кронштадте — уникальный пример храмового зодчества России начала XX в., памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО — был заложен по указу императора Николая II в 1903 г. в честь 200-летия Российского флота.

Местом строительства Морского собора определили Якорную площадь, расположенную в центре города. Комитет под председательством вице-адмирала С. О. Макарова поручил разработку проекта гражданскому инженеру, проф. В. А. Косякову, который создал великолепный архитектурно-художественный ансамбль, подчинивший себе все огромное пространство Якорной площади.

Прообразом главного собора российского флота стал храм святой Софии Константинопольской — важнейшей святыни православия, решенный в плане в виде базилики с купольным перекрытием. Главный престол — во имя св. Николая Чудотворца, правый — во имя св. апостолов Петра и Павла, левый — во имя св. Иоанна Рыльского (в честь св. Иоанна Кронштадтского).

Строительство храма началось весной 1902 г., а 23 июля 1913 г. собор во имя святителя Николая Чудотворца был освящен в присутствии императора Николая II. В том же году на Якорной площади перед храмом установили памятник вице-адмиралу С. О. Макарову, выполненный по модели скульптора Л. В. Шервуда.

После Октябрьской революции храм стал простой приходской церковью, а в октябре 1929 г. собор был закрыт, в 1932 г. здание занял Дом офицеров. В 1954–1956 гг. реконструированное здание было приспособлено под кинотеатр с залом на 1250 мест и театральной сценой. В 1974 г. там открылся филиал Центрального военно-морского музея.

В начале XXI в. Морской собор, по вместимости уступающий лишь храму Христа Спасителя в Москве, находился в плачевном состоянии — был практически разрушен.

22 октября 2008 г. его посетил патриарх Алексий II, который обсудил с руководителем администрации Кронштадта перспективы восстановления памятника в связи с прогрессирующим ухудшением состояния конструкций здания и необходимостью возвращения его к изначальной функции. В 2009 г. был создан попечительский совет Морского собора, сформирована рабочая группа, а позднее учрежден Общественно-попечительский совет собора и образован международный благотворительный фонд, который координировал все реставрационные работы.

Функции заказчика были возложены на Министерство обороны РФ и Министерство культуры РФ. По итогам проведенных ими конкурсов генеральным проектировщиком стал «Моспроект-2» им. М. В. Посохина.

Понимая всю важность задачи по воссозданию первоначального облика уникального храма и учитывая, что работы ведутся за счет бюджетных средств и добровольных пожертвований, «Моспроект-2» внес свой вклад, выполнив проектирование за суммы, значительно ниже объявленных конкурсами.

С самого начала был четко организован процесс исследовательских, изыскательских, проектных и художественных работ, установлены тесные контакты с многочисленными специализированными московскими, петербургскими, кронштадтскими организациями, городскими инстанциями, органами местного управления, церковными структурами и обеспечено их рациональное взаимодействие.

В 2009 г. специалисты института выполнили большую часть обследовательских и проектных работ. Были проведены архитектурно-исторические исследования на основе архивных документов по воссозданию иконостаса, а его макет, изготовленный институтом, получил одобрение Святейшего патриарха Кирилла. Помимо этого обследовали состояние кровель, перекрытий, купола и под-готовили проект их реставрации и методику проведения работ.

Реставрационный режим соблюдался в полной мере — к счастью, сохранились чертежи В. А. Косякова. Были разобраны появившиеся в советское время «нештатные» фермы, перекрытия, перегородки; демонтированы колосники и портал сцены, лоджии, кинопроекционная; ликвидирован уклон пола бывшего театрального зала. Проведены пропитка и укрепление фундаментов и стен здания, на полметра заглублен цокольный этаж, в подполе удалось спрятать все технические каналы. На втором уровне сохранен Музей морской славы. Заменена кровля, отреставрированы ограждения балконов, отлиты утраченные (за исключением одного-единственного) колокола и венчающий крест. Трапезная может работать также как актовый зал.

Концепция реставрации и комплексной реконструкции Морского собора предусматривала не только возвращение исторического облика его интерьерам и фасадам, но и привнесение новых функций, не существовавших ранее, но необходимых для использования здания в современных условиях, — полную модернизацию всех инженерных систем, соответствующую современным нормативам и техническим требованиям.

Наибольшую сложность представляла инженерная и техническая модернизация памятника истории и культуры. Прокладка новых инженерных коммуникаций, устройство технических помещений, размещение оборудования — все это требовало виртуозной работы проектировщиков и строителей, принятия непростых, подчас неожиданных проектных решений, позволяющих избежать дальнейшего повреждения памятника и в то же время достичь необходимого технического эффекта для обеспечения требуемых параметров температурно-влажностного режима, вентиляции, освещенности, охранной и пожарной сигнализации и пр.

Расположение на галереях и в интерьерах собора экспозиции военно-морского музея Министерства обороны РФ предъявляло к реализации этих задач дополнительные жесткие требования. С целью всестороннего комплексного решения этих проблем на объекте была проведена полная реконструкция цокольного этажа, в котором разместили все базовые технические помещения и службы, обеспечивающие функционирование инженерных систем здания, в том числе и для заново спроектированных, не существовавших ранее покоев патриарха, трапезных палат с кухонным блоком, помещений отдыха духовенства, крестильного храма.

Одной из инженерных проблем при организации вентиляции в соборе стала невозможность размещения на его фасаде воздухозаборных решеток, отвечающих по своим размерам современным техническим требованиям. Решить проблему позволило строительство выносных вентиляционных воздухозаборных форм, расположенных в соборном парке и соединенных с венткамерами цокольного этажа подземными вентиляционными каналами.

Приняты следующие инженерные и планировочные решения:

  • замещение земляной засыпки подвала многослойной канальной плитой для прохождения и разводки инженерных коммуникаций;
  • устройство инженерных и пожарных шкафов в толще основных пилонов храма;
  • обеспечение автоматической работы приводов открывания окон в зависимости от уровня температуры и влажности;
  • установка специальных стеклопакетов в световых проемах;
  • применение высокотехнологичных современных коммутационных и управляющих устройств, регулирующих работу электрических и слаботочных систем здания.

Все это позволило вывести технические параметры собора на уровень современных требований, обеспечить комфортную среду для посетителей и сотрудников, а также для конструкций и художественного убранства храма.

Появление в цокольном этаже здания не существовавших ранее помещений (крестильный храм, тра-пезные палаты, покои патриарха и др.) вызвало необходимость разработки новой системы их росписей и художественного убранства. В то же время в главном объеме собора, помимо большого количества исторических росписей, размытых, расчищенных и требующих реставрации, открылись поверхности, никогда прежде не расписанные, которые также требовали своего художественного решения: главный купол, паруса, подпружные арки, конхи и пр. В этой связи к работе были привлечены многочисленные коллективы профессиональных художников-реставраторов и живописцев. Отдельные коллективы трудились над воссозданием утраченных художественных витражей, майолик, мозаик, лепного декора верхнего и нижнего иконостасов, мраморного убранства, перегородчатых эмалей, иконописи осветительной арматуры (хоросы, паникадила, бра, лампады), металлического литья, искусственного мрамора и наливных полов.

В «Моспроекте-2» был выполнен также ландшафтный проект реставрации, воссоздания и приспособления территории вокруг Морского собора, включающий работы по благоустройству площади и парка.

Будучи автором проекта реставрации и восстановления Морского собора, я был ответственным за организацию и координацию работы не только коллектива своего предприятия, но и всех участников реализации проекта — архитекторов, реставраторов, технологов, архивистов, инженеров, художников, изготовителей уникальных художественно-прикладных изделий, колоколов и др. Велась активная работа в комиссии по художественному убранству собора. Таким образом, эффективно налаженное взаимодействие проектировщиков и строителей, регулярный авторский надзор на строительной площадке (что делало возможным оперативно решать вопросы, возникающие в ходе строительства) позволили вести многие работы в параллельном режиме и в сжатые сроки — менее двух с половиной лет — закончить в основном реставрацию и воссоздание собора, обеспечив возможность проведения Святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом чина Малого освящения к пасхальным торжествам 2012 г.

Все работы по возрождению главного храма российского флота окончательно завершены к его столетнему юбилею — в мае 2013 г. В результате Морской собор предположительно станет центром общественной жизни Кронштадта, привлекая не только прихожан.

Проект реставрации и восстановления Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца в Кронштадте отмечен:

  • Благодарностью президента РФ за большой вклад в реализацию мероприятий по восстановлению Кронштадтского Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца;
  • Патриаршей грамотой за вклад в дело восстановления собора;
  • медалью «За полезное» в память воссоздания Морского собора, учрежденной с высочайшего соизволения главы Российского императорского дома ее императорского величества великой княгини Марии Владимировны, Кавалерской думой Императорского Военного ордена святителя Николая Чудотворца;
  • дипломом Российской академии художеств «За развитие традиций в современной архитектуре»;
  • дипломом Союза архитекторов России (международный фестиваль " Зодчество-2011″).

Авторский коллектив проекта реставрации и восстановления Морского собора в Кронштадте (2009— 2013 гг.):

  • архитекторы — М. М. Посохин (руководитель), А. Н. Оболенский, Т. В. Хомерики, Н. Б. Сип кина, А. О. Самойлов, М. Р. Морина;
  • инженеры — В. И. Фадеев, Л. А. Подолян, Н. С. Герасин, В. М. Соколов
Разработка
и поддержка сайта