НОП: итоги и перспективы

В преддверии четырехлетия национального объединения проектировщиков (и накануне своего дня рождения) на вопросы журнала «Саморегулирование и бизнес» отвечает Президент НОП Михаил Посохин.

— Михаил Михайлович, прошло уже полгода с момента Вашего переизбрания на второй срок на должность президента Национального объединения проектировщиков. За это сравнительно непродолжительное время удалось достичь существенных результатов в реализации заявленных вами основных направлений деятельности НОП. Что бы вам хотелось отметить особенно?

— Важнейшей задачей Национального объединения проектировщиков является защита интересов проектного сообщества. Под этим широким понятием подразумевается, в первую очередь, работа над усовершенствованием законодательной базы в тесном взаимодействии с саморегулируемыми организациями и проектными институтами и бюро, а также органами государственной власти и местного самоуправления.

Решения, принятые Советом Национального объединения проектировщиков, реализуют органы Объединения — комитеты (всего 11 комитетов и постоянно действующая междисциплинарная группа), координационные советы, окружные конференции, 9 координаторов СРО по федеральным округам и Москве, 56 региональных представителей в субъектах РФ, рабочие группы, Аппарат НОП.

На сегодняшний день подписаны соглашения о взаимодействии с органами государственной власти Москвы, Саратовской, Липецкой и Тюменской областей по вопросам развития саморегулирования, актуализации нормативной и законодательной базы технического регулирования градостроительной деятельности, совершенствования системы подготовки кадров и подтверждения квалификации специалистов.

Мы считаем, что работу по развитию отношений с органами власти, в том числе и региональными, необходимо продолжить.

Национальным объединением проводится большая работа над усовершенствованием законодательной базы в части проектирования. Мы готовим заключения по законопроектам, вносим свои предложения и дополнения с последующим представлением их в федеральные органы государственной власти.

В частности, НОП выступал за раскрытие и конкретизацию понятия информационной открытости саморегулируемых организаций.

Основополагающий Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» не содержит принципа информационной открытости саморегулируемых организаций. В связи с этим НОП было предложено внести указанный принцип в закон. Под принципом информационной открытости деятельности СРО понимается размещение информации о саморегулируемой организации по уникальному адресу в сети Интернет; обеспечение беспрепятственного и постоянного доступа к размещенной информации неограниченному кругу лиц. Свои предложения по данному законопроекту, разработанные Комитетом законодательных инициатив и правового обеспечения НОП с учетом мнений саморегулируемых организаций-членов НОП, мы представляли в Минэкономразвития РФ. Поправки были направлены на обеспечение достоверности сведений саморегулируемых организаций (особенно, в части ведения реестра членов саморегулируемых организаций) и исключение избыточной информации, которую са-морегулируемая организация обязана размещать на своем сайте.

24 мая 2013 года Госдума РФ приняла во втором и третьем чтении законопроект об информационной открытости СРО — речь идет о федеральном законе № 136871-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения информационной открытости само-регулируемых организаций». В частности, законопроект определяет в Федеральном законе от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» информацию, которая обеспечит информирование неопределенного круга лиц о деятельности саморегулируемой организации и ее членов, устанавливает обязанность саморегулируемых организаций размещать на своих сайтах в сети Интернет указанную информацию и предусматривает ответственность СРО за невыполнение требований к информационной открытости.

Наши поправки, в случае их принятия, могли бы снять противоречия законопроекта в части законных прав граждан на защиту персональных данных.

По проекту ФЗ № 68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» приняты и учтены Минэкономразвития России и Комитетом Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству предложения НОП о проведении двухэтапного конкурса для заключения контракта на выполнение проектных работ, введение предквалификационного отбора и установление специфических требований, таких как: профессиональная квалификация, программная и техническая оснащенность, финансовые ресурсы для исполнения контракта, опыт, деловая репутация и т. д.

В ходе работы проектного сообщества было принято решение о том, что для разработки рабочей документации необходимо получить допуск. По запросу Национального объединения проектировщиков перечень требований, которым должна соответствовать рабочая документация для получения свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, предоставил Госстрой в мае 2013 года. Комитетом по страхованию и финансовым рискам НОП разрабатывались поправки к законам № 262144-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»* (в части уточнения предмета страхования гражданской ответственности членов саморегулируемых организаций) и № 262137-6 «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»* (в части установления субсидиарной ответственности саморегулируемых организаций). Данные предложения были одобрены Экспертным советом по градостроительной деятельности при Комитете Госдумы по земельным отношениям и строительству и принято решение о рассмотрении законопроектов до 1 июля 2013 года.

Отрадно осознавать, что властные структуры взяли курс на совместную работу с профессиональным сообществом по вопросам усовершенствования законодательной базы, регулирующей отрасль. В частности, в мае 2013 года в адрес Национального объединения проектировщиков поступило письмо заместителя председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Козака с просьбой представить позицию НОП по совершенствованию законодательства, регламентирующего деятельность саморегулируемых организаций и их национальных объединений в строительстве, проектировании, инженерных изысканиях и экспертизе, до 31 мая 2013 года. Также к рассмотрению и обсуждению нам поступил документ, разработанный заместителем председателя комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Сергеем Петровым и депутатом ГД РФ Виталием Южилиным, с их видением по внесению необходимых изменений в законы. В настоящее время НОП начал работать над данными документами, привлекая саморегули-руемые и проектные организации.

— С конца прошлого года Национальное объединение проектировщиков приняло участие во многих знаковых мероприятиях: День саморегулирования, Российский инвестиционно-строительный форум, заседание Коллегии Министерства регионального развития РФ и другие. На каждом из них поднимались актуальные вопросы саморегулирования. В частности, одним из ваших предложений было создание коллегии национальных объединений СРО. Какая основная идея создания коллегии?

— Предложение о создании коллегии представителей национальных объединений в области проектирования, строительства и инженерных изысканий было высказано мною в рамках Дня саморегулирования в строительной отрасли 13 декабря 2012 года и II Российского инвестиционно-строительного форума 21 февраля 2013 года. Оно получило поддержку участников мероприятий.

Основной целью работы коллегии должно стать развитие и укрепление сотрудничества национальных объединений саморегулируемых организаций строительной отрасли Российской Федерации в интересах создания благоприятных условий для развития саморегулирования и предпринимательства в сфере градостроительного и архитектурно-строительного проектирования, строительства и инженерных изысканий.

Создание коллегии представителей национальных объединений саморегулируемых организаций строительной отрасли Российской Федерации позволит выработать консолидированную позицию по общим вопросам саморегулирования и проблемам развития этого института, по каждому протокольному мероприятию предоставить в органы исполнительной и законодательной власти предложения и наработки в части, касающейся развития саморегулирования в строительной отрасли. Совместными усилиями также будут подготовлены предложения о предоставлении права национальным объединениям производить выдвижение наиболее отличившихся представителей проектно-строительной отрасли на государственные награды, звания и премии Российской Федерации.

— Сегодня много говорится о повышении инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации, о социально-экономическом развитии территорий. С чего, на ваш взгляд, следует начать эту работу?

— Действительно, мы много говорим о привлечении инвесторов к различным программам, в том числе в регионах, но зачастую смотрим на данный вопрос очень узко, точечно. Прежде чем вкладывать инвестиции в конкретный объект, предприниматель должен обладать информацией о регионе в целом с учетом перспектив его развития. Условием этого является наличие генеральных планов поселений и схем территориально-пространственного развития, охватывающих всю территорию РФ.

Сегодня страна нуждается в генеральной схеме терпланирования, или расселения РФ. Иначе говоря, без знания того, где люди будут жить, где они будут работать, каковы перспективы существования данной территории в масштабе страны, невозможно принимать управленческие решения. После расстановки такого рода приоритетов прорабатываются варианты развития инфраструктуры, в том числе транспортной, инженерной, энергетической и пр.

В настоящее время задача осложняется тем, что на главные роли выдвигается удержание обширной территории небольшим по численности населением. Мы отнюдь не первые в мире решаем такого рода задачи — есть опыт Канады, Австралии, где плотность населения не превышает 4-х человек на 1 кв. км. В нынешней России данный показатель составляет 8,4 человека на 1 кв. км. Однако на Дальнем Востоке эта цифра опускается до почти критического значения — менее 1 чел. / кв. км.

Необходимо обеспечить компактное расселение наших граждан вдоль границ и береговой линии, которые одни из самых больших в мире — при одновременном вахтовом освоении континентальной части. Мы должны изыскивать места для организации комфортного проживания населения. В частности, Хабаровск и Сочи находятся практически на одной географической широте.

О действенности расселенческой политики свидетельствует пример того же Красноярска — в начале прошлого века его население не превышало 75 тыс. человек, сегодня это город-миллионник.

Еще один очень важный момент. Россия — огромная страна, и проблемы, которые актуальны для ее европейской части, разительно отличаются от тех, с которыми мы сталкиваемся в Сибири и на Дальнем Востоке. Взять, к примеру, столичный регион — сегодня более 10% населения страны проживает в Московской агломерации. Необходимо создавать условия, при которых люди будут охотно уезжать в другие регионы, при этом приток населения в города-миллионники будет сокращаться.

О каких условиях идет речь? Это, в первую очередь, жилье, рабочие места, социальная инфраструктура — все то, что обеспечивает высокие стандарты качества жизни. Идеал — это когда человек, живущий в России, будет получать одного качества и аналогичный объем услуг в Москве, в Питере, в Красноярске, в Хабаровске, в Перми и любом другом городе нашей страны.

— Интересен Ваш взгляд на развитие рынка арендного жилья в России. Что необходимо для эффективного развития данного направления?

— Квартиры под арендное жилье общей площадью 14-16 кв. метров — это в корне неправильный подход. Арендное жилье не должно быть резервацией.

В моем понимании арендное жилье — это те же доходные дома. Исторически доходные дома предназначались для разных слоев населения, в том числе, и для вполне обеспеченных. Кстати, нередко они проживали в пределах одного комплекса.

Необходимо, прежде всего, развить законодательную базу, которая позволила бы операторам — то есть тем, кто занимается инвестированием, строительством, проектированием, оформлением кредитов и т. п.— беспрепятственно, не озираясь на имеющиеся прорехи в законах, работать. Иначе говоря, надо создать юридическую основу.

Почему-то сегодня возникают разговоры об участии в сегменте строительства и эксплуатации арендного жилья государства. А почему собственно государство? Раньше богатые крестьяне строили доходные дома и сдавали квартиры в наем. И сегодня вряд ли следует под арендное жилье формировать специальные государственные программы.

Главной проблемой является законодательная путаница. Зачастую принимаемые законы и подзаконные акты противоречат положениям Градостроительного кодекса и другим основополагающим документа, что препятствует развитию коммерческой инициативы в нашей стране. В нашем случае должно быть прописано буквально все — начиная от землеотвода и заканчивая порядком платежей арендосъемщиков.

Следует заметить, что процент этих самых арендосъемщиков в богатых странах значительно выше, чем в бедных. Это объясняется тем, что условия жизни на территории развитых стран по своим социально-бытовым параметрам более или менее выровнены.

— Обозначьте основные направления деятельности Национального объединения проектировщиков на ближайшую перспективу. Ваши пожелания коллегам из других национальных объединений СРО.

— Целесообразно выделить пять основных направлений деятельности, над которыми работает и будет продолжать работать Национальное объединение проектировщиков. Среди них:

  • Совершенствование методологической базы проектирования, законодательных, нормативно-правовых и нормативно-технических документов, а также практики саморегулирования;
  • Защита российского рынка проектных услуг, профессиональных интересов архитекторов и проектировщиков;
  • Совершенствование системы профессионального образования;
  • Создание коллегии представителей национальных объединений;
  • Формирование единого информационного ресурса проектной отрасли.

Для реализации заявленных направлений деятельности Национальному объединению проектировщиков как важнейшему институту гражданского общества, призванному обеспечить высокий уровень самоорганизации и саморегулирования проектного сообщества, необходимо входить в утвержденный перечень организаций, участвующих в протокольных мероприятиях Президента РФ, Правительства РФ, Государственной Думы, Совета Федерации.

Национальным объединениям в области проектирования, строительства, инженерных изысканий следует выступать единым фронтом и предоставлять в органы власти консолидированную позицию по общим вопросам саморегулирования. По каждому протокольному мероприятию необходимо представлять в органы исполнительной и законодательной власти свои солидарные предложения и наработки в части, касающейся развития саморегулирования в проектной деятельности, строительстве, инженерных изысканиях.

Учитывая тесную работу всех звеньев проектного сообщества в рамках органов Национального объединения, считаю также целесообразным предоставить НОП право производить выдвижение наиболее отличившихся представителей проектной отрасли на государственные награды, звания и премии РФ.

Редакции журнала «Саморегулирование и Бизнес» остается только поздравить Михаила Михайловича Посохина с днем рождения и пожелать ему дальнейших успехов в его непростой работе!

Разработка
и поддержка сайта